Периостит - виды, лечение

• о факторах, способствующих возникновению периостита;
  • о том, как распознать периостит;
  • о способах лечения данной проблемы.

В стоматологии термин «периостит» применяют для идентификации воспалительного заболевания челюстно-лицевой области. Патологический процесс затрагивает периост – надкостницу челюсти, покрывающую поверхность челюстной кости. По мере развития воспаления надкостница увеличивается в объеме и отслаивается от кости, между периостом и костью образуется промежуток, заполненный серозной жидкостью либо гноем. Все эти изменения не проходят незамеченными для пациента – он ощущает сильную боль в зоне воспаления, слабость, повышение температуры тела.

Воспаление надкостницы челюсти стоматологи находят у пациентов разных возрастов, однако дети страдают от него крайне редко. Это связано с тем, что периостит челюсти, как правило, является осложнением серьезных заболеваний ротовой полости (чаще всего, надкостница воспаляется на фоне периодонтита – воспаления около верхней части корня зуба). Периодонтит, в свою очередь, развивается на фоне пульпита, а пульпит – на фоне запущенного кариеса. Это значит, что на развитие серьезного заболевания зуба нужно время, а молочные зубы меняются на постоянные довольно быстро, потому инфекция из таких зубов чаще всего не успевает попасть в челюсть – зуб удаляется или выпадает раньше. Второй самой распространенной причиной появления периостита считается неудачное лечение периодонтита, после которого инфекция сохраняется близ корня зуба и впоследствии переходит на надкостницу.

Все причины периостита

Периостит зуба, как все заболевания стоматологического характера, возникает из-за вредоносных микроорганизмов. Когда на надкостницу попадает большое количество микробов, начинается воспалительный процесс. Однакоприрода надежно защитила периост от бактерий, и человеку со здоровыми зубами и деснами можно не беспокоиться о том, что у него начнется периостит. А вот если зуб сильно разрушен кариесом, в нем воспален нерв, в десне вокруг сегмента протекает хронический воспалительный процесс или производилось лечение каналов зуба, риск развития воспаления надкостницы исключать нельзя. Воспаление надкостницы, вызванное проблемой с зубом, называется одонтогенным.

Периостит, не обусловленный заболеванием зуба или десны, может быть спровоцирован одним из таких факторов:

• присутствием инфекции в кровеносных сосудах;
  • сильной травмой органов полости рта;
  • лимфогенным поражением;
  • ангиной;
  • туберкулезом;
  • одним из системных заболеваний, в списке осложнений которого присутствует воспаление периоста.

Разновидности и признаки периостита

Одонтогенный воспалительный процесс в надкостнице челюсти бывает хроническим и острым. Острое воспаление диагностируют в девяноста пяти процентах случаев, а хроническое – всего у пяти пациентов из сотни. Примерно в шестидесяти процентах клинических ситуаций воспаление локализуется на нижней челюсти, где патологический процесс менее опасен, но более ощутим – у пациентов отекает большой участок с внешней и внутренней стороны полости рта. Остальные сорок процентов воспалений приходятся на верхнюю челюсть, где в опасной близости от воспаленного участка может находиться гайморова пазуха.

Чтобы инфекция из надкостницы не попала в гайморову пазуху, необходимо в срочном порядке диагностировать периостит и купировать его. Впрочем, любая форма и стадия периостита нуждается в срочном и профессиональном лечении – в домашних условиях периоститы не лечатся.

Выделяют две формы воспаления надкостницы челюсти – серозную и гнойную. Серозное воспаление протекает легче гнойного: в тканях надкостницы собирается немного прозрачной жидкости, которая быстро рассасывается в ходе лечения. При гнойном воспалительном процессе формируется абсцесс, гной из которого при отсутствии лечения может выходить в ротовую полость.

Симптомы воспалительного процесса в периосте могут различаться зависимо от разновидности заболевания, но при остром воспалении у пациентов всегда опухает щека и отмечается сильная боль. Если воспаление приобретает хроническую форму, пациенту становится легче, но в зоне поражения образуется плотный отек, костная ткань начинает разрастаться, и хронический периостит в будущем может привести к деформации челюсти.

О начале воспалительного процесса в надкостнице свидетельствует небольшое опухание десневой ткани и боль, возникающая при надавливании на проблемный зуб. Через сутки после появления первых признаков воспаления болезнь становится более явной. При серозном воспалении немного повышается температура тела, увеличиваются лимфоузлы за ушами и под челюстью, отмечается умеренная боль, покраснение десны и появляется болезненная припухлость на мягкой ткани, которая соединяет десну со щекой, лицо становится асимметричным.

Если развивается острый гнойный периостит, пациент чувствует симптомы интоксикации, у него опухает половина лица, в районе отека отмечается пульсирующая боль. Боль может проходить по ветвям тройничного нерва, также может чувствоваться движение гноя внутри мягких тканей при давлении на опухшую складку, которая соединяет десну и щеку, либо гной может выходить в полость рта через свищевой ход, образующийся в десне.

Как проходит лечение периостита?

Как лечить периостит стоматолог решает после проведения диагностики, выявления причины и последствий воспалительного процесса. Чаще всего врачу бывает достаточно осмотреть пациента, чтобы поставить диагноз, но для точного определения стадии и степени патологического процесса пациента направляют на рентген и могут посоветовать сдать лабораторные анализы.

Лечение периостита в стоматологии может проводиться двумя методами – терапевтическим и хирургическим. Терапевтическое лечение заключается в приеме сильнодействующих противовоспалительных и обезболивающих медицинских препаратов. Эти препараты нельзя принимать без назначения стоматолога, поэтому к врачу при появлении симптомов периостита нужно идти обязательно.

Хирургическое лечение воспаления периоста проводится стоматологом-хирургом. Врач разрезает ткани ротовой полости в районе воспалительного процесса, при помощи специальных инструментов и лекарственных средств очищает и дезинфицирует пораженный участок надкостницы. Пациенту назначают антибиотики, а зуб, ставший причиной воспаления, в некоторых случаях может быть сохранен, но в большинстве ситуаций его удаляют.

Куда обратиться за помощью?

Если у Вас вызывает беспокойство состояние Ваших зубов, мы приглашаем Вас в стоматологическую клинику «МистоДентал Plus». У нас принимают высококлассные специалисты всех направлений стоматологии. Все наши стоматологи – профессиональные врачи с опытом выполнения сложных работ.

Наш стоматологический центр оснащен по последнему слову техники. Мы предлагаем своим клиентам комплексную диагностику с помощью новейшей аппаратуры и эффективное лечение с гарантией положительного результата. У нас Вы можете вылечить зубы качественно, быстро и безболезненно.

Приходите в «МистоДентал Plus» – выбирайте европейское качество медицинской помощи!