Ретинированный зуб - что такое, причины удаления

• о признаках ретенции зубов;
  • о методах лечения ретинированных сегментов ряда зубов;
  • о факторах, способствующих ретенции.

Ретинированными называют зубные единицы, которые не прорезались либо прорезались, но не полностью. Ретинированный зуб, как правило, представляет собой целый и здоровый сегмент зубного ряда, единственная патология которого заключается в неспособности нормально прорезаться. Такие зубные единицы обнаруживают на рентгеновских снимках застрявшими в десневых тканях либо еще глубже – в челюстных костях. Преимущественно ретинированные зубы имеют признаки дистопии, то есть неправильно располагаются в ряду, из-за чего не могут прорезаться, как положено.

Каждый отдельно взятый ретенированный зуб требует индивидуального подхода специалиста. В стоматологии с ретенцией борются разными способами. Дефектные зубы могут удаляться или подвергаться ортодонтическому лечению. А если ретинированный зуб не причиняет пациенту беспокойства, то с ним можно ничего не делать при условии, что стоматолог исследовал сегмент и определил, что на данный момент он не представляет опасности.

На практике чаще всего осуществляется удаление ретинированных зубов, независимо от того, обнаружен этот зуб случайно, или пациент обратился к врачу с жалобами на последствия присутствия непрорезавшегося сегмента в десне. Ретинированные единицы не выполняют те же функции, что и нормальные зубы, а даже наоборот – раздражают мягкие ткани и соседние зубы, нередко вызывая болевые ощущения и воспаления. Самым везучим людям удается прожить всю жизнь с ретинированными зубными единицами во рту, даже не догадываясь об их наличии, но когда и как себя проявят непрорезавшиеся зубы спрогнозировать непросто даже хорошему стоматологу.

Причины патологии

Проблемы с прорезыванием зубов возникают под влиянием определенных факторов, в большинстве случаев обусловленных неудачной генетикой. Вероятность появления ретинированного зуба повышается, если:

• Вскармливание ребенка было искусственным.
  • Ребенок досрочно потерял молочный зуб (зубы).
  • Молочные зубы сменялись постоянными слишком долго.
  • У пациента есть аномалии прикуса.
  • На пути прорезающегося зуба находится сверхкомплектная зубная единица.
  • Утолщены стенки зубного мешочка.
  • Зачаток постоянного зуба находится в челюсти не на своем месте.
  • Организм поражен тяжелым инфекционным заболеванием.

Виды ретенции

О том, что такое ретинированный зуб и чем он опасен, может услышать пациент любого возраста. От ретенции не застрахованы ни молочные, ни постоянные сегменты ряда зубов, ни резцы, ни клыки, ни моляры, ни премоляры. Но по статистике патологическое прорезывание встречается у зубов мудрости гораздо чаще, чем у остальных. Восьмые зубы начинают прорезываться тогда, когда зубной ряд образован, и на их пути оказывается толстый слой тканей полости рта, а иногда и седьмые зубные единицы. Если в процессе прорезывания «восьмерки» сталкиваются с препятствием, их прорезывание может остановиться или не закончиться. Нередки случаи появления из десны искривленных «восьмерок» или зубов мудрости, не занимающих свои естественные места.

Рассматривая особенности ретинированных сегментов ряда зубов, можно отметить, что они могут быть полностью ретинированными, то есть совершенно незаметными, и частично ретинированными, то есть фрагментарно показавшимися из десны. Располагаться ретинированный зуб может вертикально (не достигая высоты соседних зубов) и горизонтально (перпендикулярно оси роста). Также различают обратную ретенцию, при которой зуб перевернут, и угловую, при которой зубная единица растет под углом менее 90 градусов с наклоном в любую из сторон.

Как распознать ретенцию?

Частично ретинированные сегменты ряда зубов просматриваются в ротовой полости либо в том месте, где они должны были нормально прорезаться, либо недалеко от своего места. Мягкие ткани, опоясывающие такие сегменты, выглядят отекшими, краснеют и болят при надавливании. Десны, накрывающие частично ретинированные единицы зубного ряда, склонны к воспалительным процессам. Если в них протекает острое воспаление, пациент может чувствовать слабость и повышение температуры.

Так и не показавшиеся наружу сегменты зубного ряда иногда прощупываются, а иногда – нет. Если из десны должен показаться зуб, но этого не происходит, пациента направляют на рентген. Рентгеновский снимок помогает точно установить факт присутствия или отсутствия зуба в челюсти. Кроме того, на наличие непрорезавшегося зуба могут указывать боли, изменение положения зуба, стоящего рядом с ретинированным, гнойные и другие патологические процессы, провоцируемые проблемными зубами.

Последствия присутствия в ротовой полости ретинированного сегмента зубного ряда могут быть довольно неприятными и дорогостоящими. Ретинированный зуб стать причиной возникновения перикоронарита, периодонтита, пульпита, периостита, пародонтальной кисты, нарушения прикуса, рассасывания корней соседних сегментов и других патологий. Цена удаления ретинированного зуба ниже стоимости устранения осложнений, вызванных наличием аномального зуба в полости рта.

Удаление ретинированных зубов

Что делать с обнаруженным ретинированным зубом стоматолог и пациент решают вместе. Врач должен ознакомиться с особенностями сегмента и посоветовать, как лучше поступить с ним. Пациент может согласиться или не согласиться с врачом, но при этом он должен понимать последствия своего решения. Если есть показания к удалению зубной единицы, оставление ее в прежнем состоянии может спровоцировать различные заболевания, и зуб все равно придется удалять.

Удаление ретенированного зуба показано в следующих ситуациях:

• Зуб доставляет пациенту ощутимый дискомфорт.
  • Зубная единица расположена неправильно (удаление ретинированного дистопированного зуба рекомендуется в каждом случае).
  • Сегмент болен кариесом или другой болезнью.
  • В районе зуба проходит воспалительный процесс или велика вероятность его возникновения.

Лечение ретенции

Проблема ретенции зуба может быть решена такими способами:
1. Вытяжение зуба и закрепление его на законном месте. В некоторых клинических ситуациях, когда корень ретинированного сегмента еще не до конца сформировался, и есть препятствие к нормальному прорезыванию зуба, устранения препятствия может быть достаточно для того, чтобы зуб правильно прорезался. Лечение ретинированной зубной единицы с не успевшим сформироваться корнем проходит в три этапа. На первом этапе лечения подготавливается место, куда ортодонт будет вытягивать зуб. С этой целью ставится брекет-система, которая перемещает зубы, освобождая необходимое пространство. Второй этап включает обнажение коронки проблемной зубной единицы и установку на коронку зуба брекета или кнопки для передачи силы от эластичного элемента или дуги ортодонтической конструкции. На последнем этапе происходит вытяжение зуба в заданном направлении.

2. Удаление сегмента. Зубная единица, не поддающаяся лечению, удаляется хирургическим путем. Стоматолог-хирург обезболивает место операции, разрезает десну и кость, затем извлекает зуб из челюсти. После удаления сегмента рана очищается и зашивается. Операции удаления ретинированных единиц зубного ряда считаются сложными и требуют от стоматологавысокой квалификации и опыта. В свою очередь пациент должен после экстракции зуба строго соблюдать гигиену и все рекомендации врача, в противном случае повышается вероятность развития постоперационных осложнений.

Лечение ретинированных зубов в Харькове

Если Вас беспокоит ретинированный зуб или Вы только подозреваете, что у Вас возникла проблема с прорезыванием сегмента зубного ряда, приходите на консультацию в клинику «МистоДент».

В нашем стоматологическом центре функционирует новейшее диагностическое и лечебное оборудование. Наши специалисты оперативно и точно проведут диагностику и обнаружат ретинированный сегмент Вашего зубного ряда либо назовут другую причину проблемы, которая заставила Вас обратиться к специалистам. В «МистоДент» Вам всегда рады помочь профессиональные врачи всех стоматологических направлений. Мы стараемся вылечить даже самые безнадежные зубы, а если Вам все-таки нужно будет удалить зуб, наш хирург проведет операцию качественно и безболезненно.

Выбирайте «МистоДент» – доверяйте профессионалам!