Терапевтическая стоматология - основные направления и задачи

Из этой статьи Вы узнаете:

• как формировалась терапевтическая стоматология;
  • чем занимается и какие задачи выполняет.

Терапевтическая стоматология является одним из основных разделов общей стоматологии, посвященном диагностике и лечению заболеваний зубов, околозубных тканей, а также устранению патологий полости рта. В ее компетенцию входит множество разнообразных процедур, направленных на возвращение поврежденным сегментам всей полноты функциональных и эстетических свойств.

Зарождение и развитие терапевтической стоматологии прослеживается со времен глубокой древности. Первоначальные попытки избавить страдающего человека от зубной боли не имели ничего общего с традиционными и привычными для нас методами лечения. Древние эскулапы предлагали в качестве болеутоляющих средств смотреть часами на лунный свет, не закрывая рта, чтобы усилить его лечебное воздействие, принимать травяные настои, прикладывать птичий помет к больному зубу, даже поили страдальцев слабительными отварами в надежде, что очищение организма попутно избавит от зубной боли. Если все эти меры ни к чему не приводили, то с помощью нехитрых подручных средств проблемный зуб попросту удалялся.

В Древнем Египте зубные лекари того времени стали использовать против кариеса лечебные притирки и пасты, причем описания этих рецептов сохранились на папирусах. В Древней Индии пользовался славой врач Сурсут, который подробно описал 60 зубных болезней и после каждого описания подробно объяснил способы их лечения. В трудах Галлея, Гиппократа и многих других античных ученых сохранились упоминания о заболеваниях зубов, а римский хирург Архиген впервые высверлил больной зуб, пытаясь побороть кариес.

Уже в средние века прорыв в области терапевтической стоматологии произошел в результате открытий французского стоматолога Пьера Фошара, среди изобретений которого числится и механическая бормашина. Фошар не только на практике доказал реальные возможности внедренных им лечебных методик, но и сумел теоретически их обосновать в научных трудах, ставших основой для обучения зубных лекарей.

В наши дни терапевтическая стоматология это обширная область общей стоматологии, комплексно решающая задачи профилактики и лечения зубов и десен на основе применения всего спектра инновационных методик и материалов.

Что такое терапевтическая стоматология

Дальнейшие этапы проведения необходимых лечебных процедур (протезирование, пародонтологическое лечение, имплантация) невозможны без терапевтической стоматологии, которая является основополагающей в процессе оздоровления органов полости рта. От качественного выполнения санации имеющихся очагов воспаления напрямую зависит результат лечения.

Терапевтическая стоматология включает два основных направления:

• одонтология, занимающаяся теоретической разработкой и исследованием способов устранения повреждения зубных тканей;
  • эндодонтия, ориентированная на лечение периодонта (комплекса околозубных тканей) и пульпы зуба.

Современная терапевтическая стоматология сфокусирована на решении следующих задач:

• диагностика, лечение и профилактика заболеваний зубов и околозубных тканей;
  • восстановление деформированных сегментов с помощью пломбировочных материалов;
  • эндодонтическое лечение, подразумевающее проведение лечебных процедур в тканях полости рта и корневых каналов;
  • диагностика, лечение и профилактические меры, касающиеся некариозных заболеваний зубов;
  • лечебные процедуры по устранению патологических процессов слизистой оболочки ротовой полости;
  • выявление и комплекс лечебных и профилактических мер по устранению заболеваний пародонта.

Заболевания, которые находятся в сфере компетенции терапевтической стоматологии, можно условно разделить на следующие группы:

• кариозные;
  • некариозные;
  • стоматиты.

Заболевания некариозного характера

Термин «некариозные поражения зубов» объединяют значительную группу повреждений и болезней твердых зубных тканей с характерными клиническими проявлениями, причины которых не связаны с наличием микробного фактора.

Все некариозные поражения разделяются на 2 основные группы:

1. в первой группе – заболевания, возникшие до прорезывания зубов (флюороз, гипоплазия, гиперплазия тканей зубов, наследственные и медикаментозные нарушения развития зубных тканей);
  2. во второй группе – заболевания зубных тканей, возникшие после их прорезывания (патологическая стираемость зубов, клиновидный дефект, эрозия зубов, травмы, токсические и медикаментозные повреждения зубных тканей, гиперестезия с характерной для нее повышенной чувствительностью зубов).

Кариозные поражения зубов

В этой группе заболеваний следует выделить:

• кариес, как патологический процесс, развивающийся после прорезывания и сопровождающийся активным поражением твердых зубных тканей (практически свыше 90% пломбирования зубов выполняется в результате прогрессирования кариеса);
  • периодонтит, характеризующийся нарушением целостности удерживающих зуб в альвеоле связок, с последующим воспалением данной области;
  • пульпит, возникающий часто в результате осложнения кариеса и проявляющийся воспалением пульпы (сосудисто-нервного пучка зуба, расположенного в коронковом участке зуба и зубных корневых каналах);
  • периостатит – воспаление надкостницы, которое нередко именуют флюсом, с характерным опуханием десны и явно выраженной болью. Часто возникает в результате занесения инфекции через лимфатическую и кровеносную системы от инфицированных органов.

Заболевания слизистой оболочки полости рта (стоматиты)

Данная группа заболеваний именуется стоматитами с выработанной для них классификацией:

• катаральный стоматит обычно возникает как следствие несоблюдения гигиены полости рта, при лечении которого следует устранить местные причины заболевания;
  • афтозный стоматит характеризуется возникновением язвочек (афт), факторы возникновения которых связывают с проблемами ЖКТ, аллергией, вирусными инфекциями;
  • язвенный стоматит, при котором в группе риска находятся люди с заболеваниями крови, язвенными болезнями, инфекционными и вирусными заболеваниями;
  • кандидозный стоматит, вызванный грибками рода Candida;
  • герпетический стоматит, развивающийся из-за активности вируса простого герпеса;
  • бактериальный стоматит, спровоцированный попавшей в полость рта инфекцией.

Куда стоит обратиться?

В Стоматологическом Центре «МистоДент» благодаря широкой практике и глубоким профессиональным знаниям специалистов весь комплекс терапевтических процедур проводится на уровне высоких европейских стандартов. Оснащение нашей клиники уникальной специализированной аппаратурой, применение новинок в сфере пломбировочных и лечебных материалов и препаратов позволяет достичь максимального эффекта лечения.

Терапевтическая стоматология в Харькове в стенах нашей клиники проводится в комфортабельных условиях гарантированно безопасно и безболезненно для пациентов, что позволяет в кратчайшие сроки завершить назначенный курс лечения и избавиться от всех стоматологических проблем.